English version

поиск по сайту:

2004, декабрь

2004, апрель

2004, Владивосток

2003

1999

Шатова Наталья.

Брачные отношения: ресурсы и перспективы.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные теоретические аспекты семейных отношений
1.1. Понятие брачных отношений
1.2. Ресурсы и перспективы брачных отношений
1.3. Стадии (этапы) жизненного цикла семьи
1.4. Жизненные этапы и задачи повторных брачных отношений

Глава 2. Основные концепции структурной семейной психотерапии
2.1. Основные цели, теоретические конструкты и техники структурной семейной психотерапии
2.2. Понятие дисфункциональной семьи и ее основные проблемы

Глава 3. Практика структурной семейной психотерапии
3.1. Описание проблем брачных отношений на стадии "диады"
3.2. Описание проблем брачных отношений на стадии "семьи, выполнившей свою основную функцию"

Заключение
Литература

Введение

В каждом социуме, в соответствии их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.

И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы, начиная от вопроса «Кто пойдет за хлебом?» до «Вопроса кому забирать внуков из школы?». В данной работе для лучшего понимания проблемы брачных отношений, проблем ресурса и перспектив развития, мы рассмотрим основные, жизненные этапы развития семьи.

Таким образом, цель данной работы - рассмотреть брачные отношения с позиций ресурс-перспектива.

Задачи:

  • изучить теоретические аспекты брачных отношений на примере структурной семейной психотерапии;
  • применить теоретические знания на практике семейного консультирования.

Глава 1. Основные теоретические аспекты семейных отношений

1.1. Понятие брачных отношений

В современном мире понятие отношений используется во многих сферах жизнедеятельности человека. Отношения бесконечно разнообразны.

Под этим термином понимается - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. Выделяют отношения пространственные, временные, причинно -следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания и прочее [5, C. 803].

Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:

  1. на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные, групповые и семейные;
  2. на уровне занятых некой деятельностью - отношения производственные, учебные;
  3. на уровне взаимосвязей между людьми в группах - межличностные отношения;
  4. отношения внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки человека по отношению к себе.

При рассмотрении типов отношений возникает вопрос: «К какому типу отношений можно отнести брачные отношения? К межличностным или к отношениям на уровне социальных общностей»? Если рассматривать брачные отношения как межличностные, то можно сказать, что это субъективные переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний в ходе совместной деятельности и общении. Это некоторая система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой.

Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения можно выделить в особую группу отношений, которые могут характеризоваться и первым и вторым типами отношений.

1.2. Ресурсы и перспективы брачных отношений

На наш взгляд ресурс - это то, с что уже имеется в брачных отношениях, то, что позволяет строить их межличностные взаимоотношения и то, что может предопределить перспективы развития брачных отношений. То есть это тот набор, который состоит: выработанных стереотипных реакций, приобретенных в системе своей семьи и скорректированные влиянием референтной группы, физическим и психологическим здоровьем, физическим возрастом, временной длительностью брачных отношений, правилами сексуальных отношений, отношением детей к родителям, и многое другое. Независимо от того какая это семья, но ресурсами семья обладает во всех случаях. Сами супруги, пожалуй, могут и не осознавать, всех граней своих ресурсов, поэтому задача психотерапевта изучить имеющиеся ресурсы брачных отношений и в соответствии с этим выстроить концепцию перспектив развития брачных отношений.

В процессе брачных отношений ресурс может изменяться в том или ином качестве, например либо истощаться, либо пополняться, обновляться. И, как правило, перспективы брачных отношений напрямую связаны с ресурсами, а именно с качеством изменения ресурса.

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, является некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, изменение физического возраста и соответственные изменения стадий психического развития. Как любое другое развитие, брачные отношения претерпевает в процессе развития периоды: кризиса и стабилизации отношений.

Впервые жизненный цикл семьи был описан исследовательской группой, которая очень много дала для понимания системных семейных закономерностей - группа Грегори Бейтсона. Далее подробное описание жизненного цикла семьи с системной точки зрения появилось в книге Джея Хейли «Нетрадиционная психотерапия» в 1973г. Большинство психотерапевтов по результатам исследований пришли к выводу, что семья проходит шесть основных этапов (стадий) развития.

Дж. Браун и Д. Кристенсен [2, c.103] цитируют из книги Джея Хейли «Нетрадиционная психотерапия» описание психотерапевтических техник Милтона Эриксона, применяемых на протяжении шести этапов жизненного цикла семьи, особенно отметив тот факт, что проблемы возникают в точках перехода одного этапа в другой.

Позднее 1980 г. исследователи брачных отношений Картер и Мак-Голдрик определили термин «нуклеарной семьи» как системы, состоящей из трех поколений и реагирующей на давление, возникающее вследствие династического напряжения и в переходные фазы развития. Дж. Браун и Д. Кристенсен [2, c.104] приводят в своей книге теоретическую концепцию Картера и Мак-Голдрика - модель вертикальной и горизонтальной оси. Основная идея этой модели заключается в передачи тревоги по вертикали посредством создания «треугольника эмоциональных отношений», семейных ожиданий и мифов и передачи тревоги по горизонтальной оси через изменения в цикле жизненного развития семьи.

Брачные ресурсы и перспективы развития рассматриваются многими теоретическими направлениями, но все соглашаются с тем, что брачные ресурсы претерпевают изменения в процессе прохождения жизненного цикла семьи и стратегия построения перспектив развития брачных отношений будут четко определены, если можно будет определить имеющиеся ресурсы, их качество на определенных этапах развития семьи. Для лучшего понимания перспектив развития брачных отношений рассмотрим стадии (этапы) жизненного цикла семьи.

1.3. Стадии (этапы) жизненного цикла семьи

I. Стадия - стадия монады: парень встречается с девушкой и вступает с ней в брак (или девушка встречается с парнем и вступает с ним в брак). Это очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущего ресурса семьи. Эту стадию иногда присоединяют к стадии диады [3, c. 50].

II. Стадия - стадия диады (молодая семья). Молодой семья считается с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Вопрос возраста вступления в брак в качестве формирования брачного ресурса тоже очень важен. Глик и Нортон в 1977 г. проводя свои исследования, отметили, что женщины вышедшие замуж до 20 лет, разводятся в 2 раза чаще, чем заключившие брак в 20-29 летнем возрасте [4, c. 85].

Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Правила делятся на внешние и внутренние. Например, планируемый отдых, кто моет посуду, кто покупает и т.д., то есть те правила, о которых легко договориться. Но есть правила, о которых договориться трудно, по причине трудности осознания, либо по причине их «привязывания» к личностной самооценке. Например, правила сексуального поведения. Такие вещи, трудно обсуждать, так как люди не понимают, какие ключевые раздражители запускают их поведение.

Внутренние правила обуславливаются теми, которые присутствовали в семьях, из которых вышли молодожены (родительские правила), либо правилами культурно обусловлены (разделение функций в семье).

Как цитирует Дж. Браун и Д. Кристенсен [2, c.110] теорию Мак-Голдрика, есть ряд факторов, которые могут осложнить начальную стадию развития семьи. То есть, какие ресурсы могут повлиять на перспективы развития брачных отношений.

Пара встречается или заключает брак вскоре после утраты значимого человека;

Супружеские отношения формируются на фоне стремления дистанцироваться от родительской семьи;

Семейные традиции и происхождение супругов (например, религиозные убеждения, образование, социальный класс, национальная принадлежность, возраст и прочее), если они существенно различаются.

Супруги выросли в семьях с разным составом (например, многодетная семья и семья с одним ребенком);

Пара проживает слишком далеко или слишком близко от хотя бы одной из родительских семей;

Пара зависит от членов расширенной семьи материально, физически или эмоционально;

Брак заключается в возрасте 20 или после 30 лет;

Брак после периода ухаживания продолжительностью менее шести месяцев или свыше трех лет;

Свадьба в отсутствие членов семьи или друзей;

Беременность жены до свадьбы или в течение первого года после замужества;

Плохие отношения одного из супругов со своими родителями;

Собственное несчастливое, по мнению хотя бы одного из супругов, детство, отрочество;

Нестабильность брачных паттернов в одной из расширенных семей.

И еще одна трудность, для описания которой подходит выражение: «и с тех пор, они стали как одно целое». Этот феномен, а именно совершенство одного человека, при соединении с другим, М. Боуэн попытался опровергнуть. Он указал, что «слитные» пары не в состоянии дифференцироваться от родительской семьи, что существенно осложняет формирование брачных отношений между ними. Супруги боятся признать отличия друг в друге, поскольку эти отличия могут оказаться столь велики, что будут представлять угрозу для их «Я» [3, c. 52].

На этом этапе развития брачных отношений, имеющиеся ресурсы претерпевают значительные изменения. Через решение больших и малых проблем происходит формирование долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего действующего жизненного цикла.

III. Стадия - триада или семья ребенка преддошкольного/ дошкольного возраста. Так или иначе, произошли ли конструктивные перемены в восприятии друг друга супругами или нет, но в связи с рождением ребенка диада превращается в триаду. Наступает второй кризис в развитии брачных отношений. Меняются и структура семьи и межличностные дистанции [2, c. 115].

Этот кризис называют еще структурным кризисом семьи. У супругов (особенно у мужей) возникает субъективные ощущения, что они стали дальше друг от друга. На этой стадии развития брачных отношений - пик супружеских измен.

С появлением третьего члена семьи, происходит пересмотр изначально установившихся правил поведения и разделение функций. Независимо от своей готовности к появлению детей супруги сразу же сталкиваются с потребностью ребенка в привязанности. И если даже эта семья функциональная, способная разделить функции без сложностей, то может возникнуть глобальный вопрос: «Кто за что отвечает в процессе воспитания ребенка?» Супругам предстоит усвоить новые социальные роли матери и отца. Несмотря на эти кризисные моменты, с этого этапа развития брачных отношений семейная структура становиться более устойчивой, по сравнению с диадой. По истечению времени, когда основной кризис пройден, и ребенок успешно растет, может появиться повторный кризисный период, связанный с появлением второго ребенка. К перечисленным выше родительским проблемам, добавиться проблема становления отношений между детьми. Здесь можно отметить, что ресурсы брачных отношений прошли ряд изменений. Родители находятся в другом возрасте, у них другое состояние здоровья, другие социальные роли и т.д. Новый ребенок - это новый характер, который повлечет очередные изменения ресурса, и дальнейшие брачные отношения будут строиться согласно этим изменениям.

IV. Стадия - семья школьника. Считается, что выход ребенка в школу - очередной кризисный момент для семьи, поскольку семья на этой точке своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующихся семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. К ребенку предъявляются большие ожидания: предполагается, что он должен быть, не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи в понимании ее старших членов. Можно отметить, что семейная система часто испытывает давление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем - соседей и школы. Семье следует научиться общению с этими внешними системами, определить границы и правила отношений, таким образом, чтобы ребенок смог приобрести собственный опыт завязывания отношений [3, c. 60].

На этом этапе в брачных отношениях уже сформированы определенные паттерны коммуникации. Трудности возникают обычно тогда, когда есть раскол в родительской диаде. Например, союз одного из родителей с ребенком против другого родителя.

Еще одной проблемой может выступить факт выхода матери на работу. Времени для домашней работы у матери практически не остается, а у отца (при условии не сложившейся карьеры) времени может быть достаточно, но психологической готовности к принятию функций жены нет. В этом случае если договориться по этим вопросам супругам не удается, то возникает еще один кризис и эмоциональное напряжение, которое затрагивает всех членов семьи. Следствием этого может быть депрессия, язвенная болезнь, алкоголизм, у ребенка, обычно проблемы с учебой, трудности взаимоотношений с родителями и окружающей социальной группой [4, c. 86].

V. Стадия - семья подростка. Следующим этапом развития, который начинается с момента достижения ребенком половой зрелости и продолжается до его ухода из семьи, является семья подростка. С наступлением подросткового периода правила и роли в семье вновь следует изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются с переменами. Эти отношения проходят переоценку. Чувства подростка иногда «запускают» в брачные отношения процессы, направленные на поддержание прежней семейной организации. В условиях раскола родительской диады ребенок склонен объединяться с тем или иным родителем для обретения большей свободы.

VI. Стадия - семья, в основном выполнившая родительскую функцию. Этот этап начинается в ухода из дома последнего ребенка и может быть не кризисным если супругам удалось дать детям и автономию и близость. Многие родители считают наиболее счастливым в своей жизни именно этот этап. Но удовлетворенность своими отношениями могут испытывать только те пары, у которых брачные отношения были гармоничными на прежних этапах. Существующие супружеские проблемы с уходом на пенсию еще более обостряются. Пары с низким уровнем дохода или образованием более склонны быть недовольными своими отношениями в пожилом возрасте [2, c. 118].

На данном этапе ресурсы возраста, физического здоровья, может и психологического здоровья, могут быть истощены. Особенно если прохождение жизненных циклов семьи были для супругов «болезненными». Факт ухода на пенсию по разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. У женщин проблем гораздо меньше, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство. Дж. Браун и Д. Кристенсен [2, c. 120] цитируют Хейли «в момент ухода мужа на пенсию у жены могут появиться различного рода расстройства. Эти симптомы призваны выполнять защитную функцию по отношению к мужу, который отныне несет ответственность за здоровье жены».

Адаптация к уходу на пенсию происходит в пяти сферах: значительное снижение дохода; низкая самооценка; разрыв связи с сотрудниками по работе; утрата значимой работы; утрата самоэдентичности (утрата рабочей роли).

Проблемы, связанные с уходом на пенсию, может усугубить смерть одного из супругов. Смерть супруга и как следствие одиночество, может привести к депрессии, чувству вины, гневу и к суицидам.

Кроме того, что брачные отношения отражают имеющие ресурсы в перспективе развития семьи, на каждом этапе брачных отношений имеется ряд определенных задач, которые семья должна реализовать.

Дж. Браун и Д. Кристенсен перечислили их в качестве таблицы [2, c.121]. В таблице 1, отражены основные задачи развития семейных отношений.

Таблица 1

Этапы жизненного цикла семьи
Задачи развития
   
1. Молодая семья (диада) а) дифференциация от родительской семьи
  б) установление границ общения с друзьями и родственниками
  в) разрешение конфликта между личностными и семейными потребностями
   
2. Семья с ребенком преддошкольного/
дошкольного возраста (триада)
а) реорганизация семьи для выполнения новых задач
  б) поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета
  в) согласование личных и семейных целей
   
3. Семья школьника а) перераспределение обязанностей
  б) проявления участия при наличии проблем с учебой
  в) распределение обязанности по помощи ребенку при подготовке домашних заданий
   
4. Семья подростка а) перераспределение автономии и контроля между родителями и подростком
  б) изменение паттернов родительского поведения и ролей
  в) подготовка к уходу подростка из дома
   
5. Семья, как «стартовая площа-дка» для ребенка а) сепарация ребенка от семьи
  б) корректный уход из дома
  в) поступление на учебу, военную службу, работу
   
6. Семья, выпол-нившая свою роди-тельскую функцию а) пересмотр супружеских взаимоотношений
  б) пересмотр распределения обязанностей и времени
  в) адаптация к уходу на пенсию

1.4. Жизненные этапы и задачи повторных брачных отношений

Надо отметить, что кроме жизненных этапов семьи выделяют этапы повторного брака. Брачные отношения при повторном браке проходят следующие этапы развития: сепарация или развод; неполная семья; ухаживание; повторный брак.

Смешанной семье гораздо труднее выстроить перспективы развития по сравнению с нуклеарной семьей. В смешанных семьях изначально имеются модели ролевого родительского поведения, но отсутствуют модели неполной семьи, паттерны поведения мачехи или отчима. Для развития брачных отношений в таких семьях также существуют на каждом этапе свои задачи. Они представлены в таблице 2 [2, c. 122].

Таблица 2

Этапы жизненного цикла семьи
Задачи развития
   
1. Сепарация / развод а) преодоление последствий утраты друзей
  б) обретение чувства собственного достоинства и независимости
  в) позволение себе погоревать о разрушенном браке
  г) приспособление к реакции на развод со стороны членов расширенной семьи
   
2. Неполная семья а) реорганизация семьи для обеспечения ухода за ребенком
  б) преодоление чувства вины и гнева
  в) создание новых систем социальной поддержки
   
3. Ухаживание а) появление желания близких отношений
  б) принятие конфликта в новых отношениях
  в) подготовка ролей для новых членов семьи
   
4. Повторный брак а) избавление мифов о повторном браке
  б) установление новых традиций
  в) создание новых альянсов
  г) объединение границ между старой и новой семьями

Повторные брачные отношения подразумевает объединение более трех семей, в отличие от первого брака. Одной из основных проблем таких брачных отношений - это отсутствие норм и традиций. Фактически такие брачные отношения строятся на проблемах, не решенных в предыдущем браке, супруги должны установить близкие взаимоотношения в условиях, когда роли и границы не определены. Особым фактором при формировании повторных брачных отношений выступают дети, вынужденные делить свои симпатии между прежними и новыми взаимоотношениями между родителями и ближайшими их родственниками.

Подводя итог можно отметить, что любые перспективы развития брачных отношений основываются на: ресурсах, которые имеет семья и зависит от качества их изменения, способностью перехода из одной стадии жизненного цикла семьи в другую, посредством преодоления кризисных моментов, а так же на некоторых задачах и целях развития цикла семьи. Повторные брачные отношения и перспективы развития таких отношений зависят, не только от имеющихся ресурсов семьи, но и от ресурса предыдущих семей, т.е. от отношений детей и ближайших родственников. Брачные отношения, пожалуй, это самые сложные в разрешении, при возникновении конфликта. Семейная психотерапия досконально изучает все процессы брачных отношений, с целью помощи и решения конфликтов.

Глава 2. Основные концепции структурной семейной психотерапии

2.1. Основные цели, теоретические конструкты и техники структурной семейной психотерапии

Ввиду многообразия подходов к семейной психотерапии и их классификаций мы попытаемся рассмотреть основные теоретические принципы и терапевтические методы на примере структурной семейной психотерапии.

Цель структурной семейной психотерапии - изменение паттернов трансакций. Она основывается на выдвинутой гипотезе о сущности проблемы и соответствующей структуре системы. Психотерапевт осуществляет непосредственное вмешательство с целью изменения паттернов семейных взаимодействий, а следовательно устранения усугубляющих проблему поведенческих последовательностей [ 3, c. 89].

Структурная семейная психотерапии основана на нескольких ключевых теоретических положениях: 1) семья как базисная человеческая система, 2) наличие в рамках семейной системы подсистем, 3) существование у системы и подсистем границ с определенными характеристиками, 4) вмешивающееся поведение - фактор, оказывающий влияние на отдельных членов семьи, 5) эволюция паттернов трансакции.

Техники структурной семейной психотерапии: аккомодация, отслеживание и мимесис, а также фокусирование, разыгрывание паттернов взаимодействия, интенсивность воздействия, разметка границ, расшатывание семейной системы, комплементарность, перестройка реальности.

Аккомодация - это техника присоединения к семье путем подражания стилю и особенностям поведения членов семьи. Она имеет две основных составляющих: 1) психотерапевт предпринимает определенные усилия с тем, чтобы приспособиться к стилю поведения, принятому в семейной системе, через адаптацию, усвоение семейных метафор и семантических оборотов и 2) признание и уважение существующей семейной системы и внесение новых семейных норм и правил.

Отслеживание - заключается в отслеживании семейной коммуникации, прибегая к использованию метафор, для описания паттернов коммуникации.

Мимесис - с греческого подражание или копирование. Техника присоединения, связанная с необходимостью для психотерапевта перенять стиль, настроение, позу членов семьи [5, c. 301].

Фокусирование - техника выбора их обширной информации, представленной семьей, определенных аспектов, требующих исследования.

Разыгрывание паттернов взаимодействия - техника, позволяющая психотерапевту занять позицию наблюдателя, прежде дав задание семье разыграть (воспроизвести) типичную семейную ситуацию, вместо ее описания. При использовании этой техники на определенных этапах ее проведения психотерапевт использует для достижения поставленных психотерапевтических целей дополнительные техники: интенсивность воздействия, расшатывание семейной системы, разметка границ, комплементарность, перестройка реальности.

2.2. Понятие дисфункциональной семьи и ее основные проблемы

Семейные психотерапевты структурного направления считают семейную систему адекватно функционирующей в том случае, если она обеспечивает взаимную поддержку и автономию отдельных своих членов. Структура семьи не одинакова и не универсальна для всех, она должна соответствовать имеющимся потребностям. Если структура семьи не удовлетворяет потребности всех членов семьи, то такая семья считается дисфункциональной. Дисфункции в структуре семьи могут быть вызваны проблемами: расстановки сил, разделения властных функций и проблемами, связанными с определением границ.
Проблемы, связанные с определением границ. Границы адекватно функционирующей семьи - гибкие и хорошо определены. Следовательно у фисфункциональных семей - границы размытые, негибкие. Гибкость семейных границ подразумевает проницаемость границ системы или подсистемы. В случае высокой проницаемости границ отсутствует четкая дифференциация между отдельными членами семьи, подсистемами или между семьей и социальным окружением. Неопределенность границ семейного взаимодействия препятствует личной автономии и замедляет развитие индивидов [2, c. 133].

Проблемы, связанные с расстановкой сил. В нормально функционирующей семейной системе члены семьи объединяются для выполнения определенных задач. Эти коалиции непостоянны и зависят от конкретной ситуации. Устойчивые коалиции - те, в которых двое, сознательно или бессознательно, объединяются против третьего. В устойчивых коалициях может возрастать внутренняя напряженность, которая проявляется либо в открытых агрессивных нападках на третьего, либо проявляя к нему чрезмерную заботу.

Проблема разделения властных функций. В семейной системе власть отражает способность индивида или подсистемы выполнять свои функции. Эта способность не является внутренней личностной характеристикой, а характеризует отношения в семье. Способность властной функции зависит от времени, роли и ситуации. Например, если отец хочет заставить сделать уборку в отсутствии его друзей, то результат может быть положительным, а если в присутствии друзей, то, скорее всего отрицательным [2, c. 135].

Переходя к практической части данной работы, отметим, что практика структурной семейной психотерапии начинается с оценки семейных (брачных) отношений и в качестве оценки семейной структуры используются вспомогательные регистрационные карты семьи, разработанные Институтом интегративной семейной терапии.

Глава 3. Практика структурной семейной психотерапии

В соответствии с поставленной темой данной работы и на основании описания регистрационных карт семьи (практической работы), ниже мы попытаемся представить некоторые проблемы из реальной жизни супругов, которые может исследовать и помочь разрешить семейная структурная психотерапия. Так как в первой главе мы обозначили, что брачные отношения претерпевают в процессе своего развития некоторые стадии, то описание проблем, исследованных на практике будут рассмотрены согласно этим периодам. Каждый описанный нами случай из практики будет иметь рабочее название.

Сбор практической информации, как указывалось выше, осуществлялся при помощи регистрационных карт. Ниже при описании практических встреч мы будем использовать бланк регистрационной карты семьи. Имена в целях конфиденциальности не будут указываться.

3.1. Описание проблем брачных отношений на стадии диады

Случай 1 «Молодожены».

1. Ф.И.О. Члена семьи, обратившегося за помощью:
Обратился молодой человек, молодожен
2. Кто направил семью: коллега
3. Причина обращения: с проблемой импотенции (точнее проблемы с потенцией).
4. Ф.И.О., возраст родителей (супругов) и их социальное положение:
муж менеджер 25 лет, жена терапевт 24 года
5. Ф.И.О., возраст детей, их социальная активность (школа, д/с, домашние) Детей нет.
6. Кто из членов семьи проживает вместе: молодожены проживают вместе самостоятельно
7. Ф.И.О., возраст, соц. положение остальных членов семьи: не отмечено.
8. Краткая история семьи: молодожены (в браке 6 мес.). до брака знакомы 3 мес. Сексуальные отношения начались за 1 месяц до брака, проблем не было. Проблемы начались 4 мес. назад. Жена грозиться развестись.
9. Обращения за помощью в прошлом (когда; к кому) не обращались.
10. Основные проявления симптома: психосоматика.
11. Клинический диагноз (если есть) идентифицированного пациента (ИП) и других членов семьи: таковых нет.
1- ая встреча с семьей: Дата: 13.12.2003г. Количество часов: 2 .
1. Присутствовали: молодожен и консультант
2. Порядок рассаживания на приеме (кто, когда, где и как): сел на фиксированное место. Когда спросила где бы села жена - поставил ее стул напротив себя и повернулся к ней лицом (ко мне в пол оборота).
3. Описание проблемы (словами членов семьи): жену очень любит, испытывает к ней страстные чувства, считает, что они очень близки, однако в постели после брака стали возникать проблемы потенции.
4. Испробованные средства в решении проблем: пробовал с другими женщинами все в порядке, принимал препараты от импотенции.
5. Исключениями из проблемной ситуации: с другими женщинами все в порядке.
6. Ожидание и желаемые изменения (словами членов семьи): восстановление потенции.
7. Опасности изменений для членов семьи, страхи, связанные с терапией: неудобство проговаривать, страх что это может еще кто-то узнать, страх, что он теперь «никчемный мужчина»…
8. Взаимодействия членов семьи во время сессии (невербальные, вербальные, их направление, активность, повторяемость):излагал проблему с большими паузами, тщательно подбирая и смягчая слова, на меня смотрел искоса (сильно стеснялся), затем начал флиртовать.
9. Краткое описание встречи и использованных техник: Установление контакта и доверительных отношений, пытался включить меня в систему семьи пока не догадалась вернуть стул жены на место, обозначенное молодоженом. Категорически отказался включить в терапию жену. Беседа с использованием когнитивного интервью, о том как он переживает ситуацию, как жена - знает о его трудностях или нет, знает ли молодожен, что переживает жена в момент сексуальных отношений, чего она хочет. После интервью оказалось, что полностью центрирован во время сексуальных отношений на себе, то есть, как он выглядит, получится или нет, как мужественнее и т.д.
10. Домашнее задание: подумать о вовлечении жены в терапию.
11. Рекомендации (если встреча первая и единственная): таковых нет, назначена вторая встреча.
12. Обобщения и выводы:
12.1. Генограмма семьи:

12.2. Распределение по комнатам: молодожены проживают в отдельной однокомнатной квартире.
12.3. Данные из истории семьи.
12.3.1. Важнейшие характеристики, события и модели взаимоотношений в прародительской семье ИП по линии матери: властная бабушка, доминировавшая над всей семьей.
12.3.2. Важнейшие характеристики, события и модели взаимоотношений в прародительской семье ИП по линии отца: у мужа в семье доминировал отец
12.3.3. Важнейшие характеристики, события ядерной семьи ИП: нет.
12.4. Стадия жизненного цикла семьи (задачи и проблемы, стоящие перед семьей): стадия - диады, заключения брака, задача на этом этапе развития отношений - распределить функции ролей между супругами, выработать совместные нормы и правила. Этому вполне способствует проживание отдельно от родителей. Проблема коснулась тех аспектов коммуникации, которые трудно обсуждать, т.е. проблемы сексуальных паттернов поведения. Вступление в брак и совместное проживание это всегда столкновение норм, касающихся доминирования и иерархии.
12.5. Структура семьи.
12.5.1. Особенности ролей: муж- глава и кормилец
12.5.2. Границы: внешние - жесткие, внутренние - размытые.
12.5.3. Привязанность (близость, сплоченность): умеренно высокая (объединенный тип).
12.5.4. Иерархия (например, доминирование в принятии решений, степень влияния на других членов семьи): первоначально доминировал молодой муж, с началом проблем с потенцией, стал терять свое уважение к себе, и жена стала доминировать.
12.5.5. Гибкость (количество изменений в семейном руководстве, ролях, правилах): очень высокая (хаотичный тип).
12.5.6. Области дисфункций:
-Коалиции (через поколение, скрытые, другие): нет.
-Несбалансированная иерархия: первоначально доминировал молодой
муж, затем постепенно - жена.
-Наличие «аутсайдера»: нет.
12.6. Коммуникативный аспект.
12.6.1. Отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию: молодожены (оба) хотят и стремятся доминировать в семье.
12.6.2. Способы влияния членов семьи друг на друга. Модели функционирования: не отмечены.
12.6.3. Явные и скрытые конфликты: явный по поводу проблем у молодожена с выполнением «мужских обязанностей» (супружеского долга).
12.6.4. «Порочный круг», включающий симптоматическое проявление: вступление в брак - совместное проживание - столкновение норм (доминирование и иерархия), привносимыми молодоженом из родительской семьи - импотенция как средство распределить роли - уничтожение системы (сепарация).
12.6.5. Символический смысл и функции симптома: импотенция, отожествлена с проблемой доминирования и является реакцией отказа от мужской роли и силы в семье.
12.7. Семейные мифы: в семье мужа - мужчина глава семьи, кормилец. У жены глава - старшая женщина в роду.
12.8. Скрытый запрос: нет.
12.9. Формы и выраженность сопротивления: попытка вовлечь меня в семейную подсистему, нежелание включать в терапию жену.
12.10. Ресурсы: проблема пока не закрепилась в качестве медицинского диагноза и имеет маленький анамнез. Проблема явно лежит в сфере семьи и система может с ней справиться.
13. Предварительная рабочая гипотеза: импотенция (отказ от мужской роли) как способ передачи доминирующей роли жене (с цель сохранения брака) или же способ, с помощью которого жена может забрать себе власть.
14. План на следующую встречу: молодожен слишком центрирован на себе. Вовлечение жены в терапию.
15. Цель терапии и возможные этапы работы: переключить внимания мужа с себя на жену, поиск иных путей распределения властных, доминирующих функций, обсудить «трудный» вопрос о сексуальных паттернах отношения.

2-ая встреча.

Дата: 13.12.2003г. Количество часов: 2 .
1. Присутствовали: молодожен и консультант
2. Краткое описание встречи и использованных техник: «Горячий стул» - свои чувства, мысли, переживания передавал жене и описывал переживания жены. (не имеет представлений о переживаниях жены) выявилось сопротивление - выражал напряженность и проявлял гнев, раздражение, при моей попытке констатировать факт о центрировании молодожена на себе, был занят собой и не имеет представления о переживаниях жены. Вскочил, хлопнул дверью и ушел.
3. Динамика клинического состояния ИП - отрицательная.
4. Динамика семейной структуры -нет.
5. Динамика характера взаимодействий - нет.
6. Уточнение рабочей гипотезы, рекомендации - или не корректно был задан вопрос, или сработало очень мощное сопротивление.
7. План на следующую встречу: нет.
8. Катамнез: перенесение внимания с симптома на другого члена семьи нивелировало напряжение у молодожена. Между тем, мне не легко отказаться от мысли, что отчасти симптом был вызван трудностями в установлении иерархии (борьбой за власть между мужем и женой), если система не найдет адекватных путей решения этой кризисной для этого этапа брачных отношений, возможно возвращение симптома, либо проявление конфликта в другом симптоме.

Случай 2. «Преданная дочь».

Случай прокомментирован на основании вопросов вышеуказанной регистрационной карты семьи.

Обратилась мать по поводу своей дочери, которая, несмотря на благополучный брак, периодически (1 раз в месяц) переезжает к родителям на пару недель, аргументируя необходимость такого переезда боязнью вещей мужа. И если ранее это происходило на момент командировок мужа, то на данный момент происходит гораздо чаще, даже в его присутствии дома. Детей нет. Женаты 1 год. Основные проявления симптома - аффективная сфера.

При первичной встрече проблематику заявляла мать, дочь в основном согласно кивала. На предложение матери рассказать все самой нехотя вносила мелкие детали и замолкала. Мать после паузы опять брала голос. При расстановке стульев мать сначала села обособлено, а дочь поставила стул немного сзади, но достаточно близко к стулу матери. Эти факты сложили впечатление у терапевта - дочь прячется за спиной у матери.

Техники - циркулярное интервью, проективное рисование реальной и идеальной семьи. Рисунки матери и дочери отличаются только, лишь степенью близости матери и дочери. Рисунок матери: дочь без мужа, себя и своего мужа, свою мать.

При анализе генограммы выяснилось, что все семьи и по линии мужа и по линии жены крепкие, функциональные, все поколения поддерживают отношения. Границы семьи внутренние - размытые, внешние - жесткие. Запутанный тип семьи. В семье жены изначально была создана устойчивая коалиция - мать - дочь. Порочный круг, включающий симптоматическое поведение: замужество - отъезд дочери из дома, привлечение в дом матери - недовольство мужей - дочь переезжает к матери. Семейные мифы: мы (мать и дочь) крепкая семья.

По проблеме страха дочери вещей мужа. При помощи куклы и кукольного домика оказалось, что большинство вещей покупает сама, затем их же и боится. Объясняет так, чтобы быть «маленькой» и беззащитной среди них.

При третьей встрече непосредственно с дочерью и ее мужем, отметили, что отношения между супругами неконфликтное, муж предложил освободиться от вещей в квартире, тех которые «пугают». Со стороны матери - был сделан явный шаг дистанцироваться от дочери (отъезд в деревню).

Из полученной информации цели психотерапии: сепарирование молодой семьи от родительской, «разбить» коалицию мать-дочь, переключением внимания к мужчинам (дочери к мужу и матери к мужу).

При встрече четвертой, оказалось, что даже в абсолютно пустой квартире, жена боится «карниза». Это подтвердило функцию симптома, в том что слияние дочери с матерью провоцирует симптом. Провели технику «Чудо» (для мужа «Жена не боится вещей», а для жены «Ты, не боишься вещей»). При обсуждении функции симптома и после техники «Чудо» в темах беседы перестала звучать мама, появилось место для мужа. Отъезд матери дал возможность дочери искать другие пути «борьбы» со страхом при отсутствии дома мужа. Динамика отношений в коалиции - коалиция начала распадаться. Для жены дали задание завести дневник.

На пятой заключительной встрече происходила работа с дневником. Четко отрегулированы время общения с матерью. Дочь видится с матерью раз в неделю, но симптом иногда возникает, но не столь остро. Коалиция матери с дочерью начала распадаться, процесс сепарации снизил частоту и интенсивность проявления фобии «вещей мужа» как символического замещения страха перед самостоятельной взрослой жизнью. Огромным ресурсом выступает любовь матери к дочери, но не эгоистичная, а скорее жертвенная, так как при выяснении роли матери в симптоме, поведение матери изменилось и возникло желание сепарироваться от дочери. Основным положительным ресурсом является и отношение мужа к жене, не агрессия, а готовность помочь жене с проблемой.

Рекомендовали проводить больше времени с мужем в одной из существующих социальных сфер: спорт, культура и т.д.

3.2. Описание проблем, возникающих на стадии «семья, выполнившая свою основную функцию» возвращение к диаде.

Случай 3. «Развод»

1. Ф.И.О. Члена семьи, обратившегося за помощью:
Обратилась жена.
2. Кто направил семью: знакомая.
3. Причина обращения: развод с мужем (инициатива со стороны мужа), желание жены сохранить семью.
4. Ф.И.О., возраст родителей (супругов) и их социальное положение:
муж директор крупной компании, 52 г., жена чиновник городской администрации, 48 лет.
5. Ф.И.О., возраст детей, их социальная активность сын, 25 лет, не женат. Переехал жить в отдельную квартиру, архитектор, второй сын, 29 лет, женат, имеет ребенка, живут отдельно, строитель.
6. Кто из членов семьи проживает вместе: проживают вместе самостоятельно, двое.
7. Ф.И.О., возраст, соц. положение остальных членов семьи: родители обоих супругов умерли. Сестра жены живет в другом городе.
8. Краткая история семьи: 29 лет в браке. Постоянные скандалы, но окружающие считают семью крепкой.
9. Обращения за помощью в прошлом (когда; к кому) не обращались.
10. Основные проявления симптома: аффективная сфера, эмоцианально поведенческие срывы в отношениях с мужем.
11. Клинический диагноз (если есть) идентифицированного пациента (ИП) и других членов семьи: таковых нет.

1- ая встреча с семьей.

Дата: 11.08.03. Количество часов: 2 .
1. Присутствовали: жена, консультант
2. Порядок рассаживания на приеме (кто, когда, где и как): не отметила.
3. Описание проблемы (словами членов семьи): муж хочет подать на развод, но жена «не хочет его отпускать». Как сделать так, чтобы муж не ушел?
4. Испробованные средства в решении проблем: манипулирование детьми, с целью привлечения через них отца в семью, шантаж благополучием детей, шантаж своим здоровьем (ложилась в больницу), шантаж своей жизнью (обещание совершить самоубийство).
5. Исключения из проблемной ситуации: нет.
6. Ожидание и желаемые изменения (словами членов семьи): чтобы муж остался в семье.
7. Опасности изменений для членов семьи, страхи, связанные с терапией: если ничего не поможет, муж уйдет.
8. Взаимодействия членов семьи во время сессии (невербальные, вербальные, их направление, активность, повторяемость): нет.
9. Краткое описание встречи и использованных техник: формулирование клиентом запроса (вернуть мужа в семью), сбор информации, переформулирование запроса (адаптироваться к жизни без мужа), т.к. возвращение мужа в семью маловероятно.
10. Домашнее задание: не разговаривать с мужем через третьих лиц, перестать закатывать ему истерики, (создать мужу поле безопасноти), постараться прийти на следующую встречу вместе.
11. Рекомендации (если встреча первая и единственная): чтобы не ускорять процесс развода - создать мужу зону безопасноти.
12. Обобщения и выводы:
12.1. Генограмма семьи:

12.2 Распределение по комнатам: проживают все отдельно и муж тоже.
12.3 Данные из истории семьи.
12.3.1. Важнейшие характеристики, события и модели взаимоотношений в прародительской семье ИП по линии матери: разводов нет.
12.3.2. Важнейшие характеристики, события и модели взаимоотношений в прародительской семье ИП по линии отца:
12.3.3. Важнейшие характеристики, события ядерной семьи ИП: дети покинули семью (за 1 мес. До развода родителей сын переехал в отдельную квартиру).
12.3.3. Стадия жизненного цикла семьи (задачи и проблемы, стоящие перед семьей): последняя стадия семьи - возвращение к диаде, на предыдущих стадиях была сформирована дисфункциональная коммуникация, то семья находиться в кризисе.
12.3.4.Структура семьи. Особенности ролей: периодически в семью матерью привлекается младший сын, незащищенный в плане вины, для выполнения поручений.
12.3.5. Границы: внешние - жесткие, внутренние - жесткие.
12.3.6. Привязанность (близость, сплоченность): умеренно высокая (объединенный тип).
12.3.7. Иерархия (например, доминирование в принятии решений, степень влияния на других членов семьи): высшую ступень занимает жена.
Гибкость (количество изменений в семейном руководстве, ролях, правилах): умеренно низкая (структурированный тип).
12.3.8. Области дисфункций:
Коалиции (через поколение, скрытые, другие): между сыновьями и матерью против отца.
12.6. Коммуникативный аспект.
12.6.1. Отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию: холодность, дистанциированность, нарушаемые скандалами. Неумение проявлять чувства и говорить о своих желаниях. Влияние друг на друга с помощью угроз, шантажа.
12.6.2. Способы влияния членов семьи друг на друга. Модели функционирования: манипуляции психологическим шантажом, через чувство вины. Я уйду, а я покончу с собой.
12.6.3. Явные и скрытые конфликты: явный по поводу развода, скрытый по поводу раздела имущества, явный у детей с отцом по поводу развода, скрытый - по поводу раздела имущества, которое оформлено на отца.
12.6.4. «Порочный круг», включающий симптоматическое проявление: сын уходит из семьи - остаются родители одни - жена устраивает истерики, лишает мужа свободы - муж отдаляется от семьи - развод - мать болезнью привлекает сына и мужа в семью - сын уходит - скандал - муж уходит - дети ищут отца, заставляют вернуться к матери.
12.6.5. Символический смысл и функции симптома: истерика как способ отдалить мужа, уход мужа как требование свободы. Общий смысл - вопрос : «Не стоит ли здесь желание супругов расстаться?» Но жена не знает как жить дальше? Функция симптома - кинетическая.
12.7. Семейные мифы: «Стой там иди сюда»
12.8. Скрытый запрос: я красивая женщина, отличная жена-муж меня может бросит.
12.9. Формы и выраженность сопротивления: высокая-неявки, обесценивание смысла психотерапии.
12.10. Ресурсы: высокая сплоченность семьи, длительная совместная жизнь, наличие благополучных детей, заявление на развод еще нет, согласие участвовать мужа в терапии.
16. Предварительная рабочая гипотеза: уход из семьи последнего сына, оставил родителей наедине друг с другом, на фоне дисфункциональных отношений. Необходимо преодолеть дисфункциональную коммуникацию.
17. План на следующую встречу: посмотреть взаимодействия супругов. Посмотреть насколько муж готов продолжать отношения. Возможно ли, сформулировать контакт между супругами.
18. Цель терапии и возможные этапы работы: если сохранять семью- наладить коммуникацию в семье, по этапам больше свободы мужу, скорректировать поведение жены, убрать с линии боя детей. Если сохранить семью будет невозможно-адаптировать жену к сепарации и самостоятельной жизни.

2-ая встреча.

Дата: 20.08.2003г. Количество часов: 2 .
1. Присутствовали: муж и жена, терапевт.
2. Краткое описание встречи и использованных техник: прояснение взаимоотношений, претензий, ожиданий, намерений, техникой беседы и наблюдения. Дополнительные техники, использованы не были, т.к. муж был категоричен в своем желании уйти и его запрос сводился к прекращению со стороны жены шантажа и давления.
3. Динамика клинического состояния ИП - отрицательная.
4. Динамика семейной структуры -нет.
5. Динамика характера взаимодействий - нет.
6. Уточнение рабочей гипотезы, рекомендации - гипотеза о не возможности сохранить семью со стороны мужа подтвердилась.
7. План на следующую встречу: объяснить жене, что муж не придет и надо адаптироваться к этой ситуации.

Далее последовало еще шесть встреч.

Катамнез: первоначальный запрос - сохранение семейной системы в прежнем составе не осуществился, поскольку семейный кризис оказался слишком сильным. Семейная система не смогла перейти на новую стадию - сепарации детей и диадических отношений. Темой последующей работы с этой женщиной стала ее адаптация к жизни без мужа, что позволило снизить напряжение в семье, в связи с чем муж попытался вернуться к жене, однако система начала регрессировать. Взаимоотношения не удалось выстроить как качественно новые, супруги лишь попытались вернуться к их прежним формам. Поэтому система распалась. Смягчение внешних границ позволило матери перестать использовать сына в качестве «приманки», а ее включение в социальную жизнь позволило ей его отпустить.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, отметим, что перспективы брачных отношений напрямую зависят от ресурса семьи, от умения справляться с кризисными периодами, которые возникают при переходе семьи с одного этапа развития на другой, от успешности выполнения задач, стоящих перед супругами на каждом из этих этапах и много другого.

Как нам кажется цель данной работы - рассмотреть брачные отношения с позиции ресурс - перспектива, достигнута. Оьсновные задачи решены.

К выводам из практической работы можем добавить, что первыми «помощниками» в решении ряда супружеских конфликтов, вопросов, тревог, выступают психотерапевты различных теоретических направлений. В данной работе мы показали, как психотерапевт работает с проблемой, в соответствии с выбранным направлением.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М.: «Класс», 2000 - 208 с.
  2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 - 352 с.
  3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001 - 144с.
  4. Минигалиева М.Р., Ничипоренко Н.П. Зрелые межличностные отношения: условия развития // Журнал Семейная психология и семейная терапия, №1, 2002, С.86-97.
  5. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин 2-е изд. - Мн.: Харвест, 2001 - 976с.
  6. Хеллингер Б. Порядки любви: порядки разрешения семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Изд-во Института Писхотерапии, 2001- 400с.
  7. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии /Пер. с англ. - М.: Институт Гуманитарных Исследований, 2001 - 448
 
Используются технологии uCoz