English version

поиск по сайту:

 

«Интегративная системная семейная и супружеская терапия (консультирование)» Базовый курс.

Образовательная программа

Настоящая программа была создана по инициативе группы сотрудников ИИСТ (г. Москва) и ИисТ(г. Мюнхен) в 1998 году.

В связи с этим концепция и структура программы в значительной степени повторяют аналогичную программу наших немецких коллег, а содержание и методология существенно изменены и адаптированы к специфике российских семей и традициям отечественной психотерапии.

С 2000 года программа является основной (в ряду других программ Института) в подготовке специалистов по семейной психотерапии и консультирования в Институте
Ежегодно программа усовершенствуется и дополняется благодаря накоплению практического опыта и разработке новых методик
В 2004 году, благодаря высокой оценке и поддержке сообщества семейных психотерапевтов и консультантов, программа одобрена Советом Федерации России и признана «Лучшей Российской программой для семьи»
Программа хорошо себя зарекомендовала и используется и преподаётся во многих государственных ВУЗах и в негосударственных образовательных учреждениях как в России, так и в странах СНГ.

c 2000г Институт интегративной семйеной терапии (г. Москва)
c 2002г Морской Государственный Униветситет, факультет психологии (г. Владивосток)
с 2003г Центр Практической Психологии Ассоциации Психологов Казахстана (г. Алма-Ата)
с 2005г Новосибирский Государственный Университет, факультет психологии
с 2005г Самарский Государственный Медицинский Институт
с 2006г Казахстанский Государственный Университет (г. Алма-Ата)
с 2006г Южно-Казахстанский Государственный Университет (г. Чимкент)

Введение
- В настоящее время системная семейная терапия (консультирование) является одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии. Это связано с широкими показаниями к назначению этого метода нуждающимся семьям и отсутствием противопоказаний, с быстротой наступления терапевтического эффекта (этот подход относят к краткосрочным формам психотерапии) и стойкостью результата.
- Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения. Психотерапевты различных школ и направлений давно заметили, что возвращение пациента в семью после курса психотерапии может погубить самые обнадеживающие изменения или вернуть пациента к прежним моделям поведения и стереотипным реакциям. Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.

Описание программы
Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.
Целью данной программы является подготовка специалистов-«универсалов», способных решать как профилактические задачи, так и задачи вывода семьи из тяжелой кризисной ситуации, и владеющих широким арсеналом подходов, методов и техник для индивидуального подбора алгоритма помощи каждой семье.
Данная программа дает возможность познакомиться с теорией и практикой классических и современных школ семейной психотерапии, а также с авторскими разработками сотрудников Института.
Очная часть курса (семинары) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями системного подхода в семейной терапии. На практических занятиях студенты не только приобретают навыки использования усвоенных ранее теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности, но и рассматривают также пути оказания семьям профилактической помощи.
Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с семьями, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи семье и избежать в процессе обучения ошибок.
Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения.
Производственную практику слушатели проходят на клинической базе Института или по выбору в ином учреждении. Именно в реальной живой работе с семьями накапливается практический инструментарий, находятся ответы на теоретические вопросы, формируются критерии эффективности психотерапии. Сложные, спорные и интересные случаи обсуждаются с преподавателями на практических занятиях, в том числе в формате заочной супервизии.
За время учебы слушатели получают возможность для своего личностного развития в контексте собственной семьи, нередко приобретая новое видение своей семейной истории.
Выполнение выпускной (дипломной) работы помогает совершенствовать свой личный терапевтический стиль и проанализировать влияние своей собственной семейной истории на профессиональный путь и возможности профессионального роста.
Программа включает в себя 800 часов и рассчитана на 2,5 года. Обучение проходит в группе с постоянным составом участников.
Программа соответствует Европейскому Стандарту подготовки семейных терапевтов (консультантов).
При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института интегративной семейной терапии (г. Москва) и свидетельство государственного образца.

Концепция программы
- Методологической основой курса являются принципы системного подхода. Системная семейная терапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с семьями.
- Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой семьей на консультативном приеме, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с семьями в различных психотерапевтических школах. В процессе обучения слушатели курса знакомятся с передовыми технологиями не только системного подхода, но и других направлений психотерапии. Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с семьями, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные семьями. Мы приветствуем в образовательных группах смешанный профессиональный состав и учитываем в программе особенности работы с различными типами семей, в том числе с соматической и психической патологией. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе семейных консультантов и терапевтов
- За время обучения участники образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными семьями, в том числе на клинической базе Института, а также исследовать свою семейную историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей семье. Собственная семейная история становится мощным терапевтическим ресурсом в работе семейного и супружеского терапевта (консультанта).

Структура программы
Программа состоит из нескольких блоков:
1) образовательный блок: семинары по системной семейной терапии и консультированию – 460 часов,
2) супервизорский блок: 3 семинара очной супервизии с тремя собственными презентациями – 120 часов,
3) интервизорский блок: 120 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, обмена упражнениями и техниками, супервизии друг другу,
4) блок производственной практики: 100 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями (организациями).

Обучающяя методика
Занятия ориентированы на теорию и практику групповой работы, работы с парами и семьями, индивидуальную психотерапию в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, очную и заочную супервизию, отработку навыков в упражнениях и изучение литературы.
Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными семьями, обращающимися за психотерапевтической помощью по поводу каких-либо проблем, а также на использовании техник семейной терапии для переосмысления собственной семейной истории и актуальной семейной ситуации.
Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов. Это:

1. Работа на семинарских занятиях:
- лекции
- демонстрации реальных случаев
- упражнения
- заочная супервизия
- индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.

2. Работа слушателей с семьями под наблюдением преподавателей (очная супервизия).

3. Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах:
- обсуждение специальной литературы
- разбор случаев
- отработка полученных навыков при выполнении «домашних» заданий и упражнений
- подготовка к выступлению на конференциях.

4. Самостоятельная работа с семьями (производственная практика) и заполнение Учетной Формы («Регистрационная карта семьи).

Содержание семинаров
Семинар №1
Исторические аспекты системного подхода. Понятие семейной системы. Характеристики и параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, роли, стили общения. Структурные аспекты семейной системы: подсистемы родителей, пары, сиблингов. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, межпоколенческие связи, перевернутая иерархия и т.д. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы.
Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Терапевтические задачи первого контакта. и установления контакта со всей семьей, наблюдение семейных интеракций. Мотивирование членов семьи на участие в терапии. Вовлечение в терапию отсутствующих членов семьи. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей.
Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений.
Избранные техники: домашнее задание, скульптура, рефлексирующая команда, циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов.

Семинар № 2.
Коммуникативный аспект в семейной системе. Наблюдение и анализ внутрисемейной системы коммуникаций в шести ракурсах: отношения, интеракции, когнитивный план, невербальный план, аффект и бессознательное.
Построение гипотез. Техники опрашивания семьи. Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла. Теория систем М. Боуэна. Функциональная (здоровая) семья. Типология дисфункциональных семей: ригидный, разобщенный, хаотичный, запутанный типы. Системная диагностика семейных проблем и разработка терапевтической программы. Развитие системных гипотез. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии.

Семинар № 3
Методы обнаружения и обращения с первоначальным сопротивлением семьи.
Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с медицинской, психоаналитической и системной точек зрения. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, часть циклической модели взаимодействий и способ стабилизации семейной системы. Здоровые части и ресурсы в семье как противоположность патологическому существованию. Избранные техники: позитивная коннотация, парадоксальное предписание.

Семинар № 4
Избранные техники средней и заключительной фаз семейной терапии: метафора, ритуалы, символическая интервенция, системно-структурная интервенция, экстернализация проблемы (симптома), метафорический пациент, нормализация.

Семинар №5
«Реконструкция семейной истории» участников образовательной программы с использованием генограммы. Группа как система.

Семинар №6
«Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»). Знакомство с методом системных расстановок Б. Хеллингера

Семинар № 7
«Семейная реконструкция»: цели и области применения, техника и правила. Избранные техники: генограмма (цели и области применения, правила, основные символы и их использование, интервью с целью сбора информации, типы вопросов). Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий.
Личность семейного терапевта как клинический инструмент.

Семинар №8
Промежуточный зачет.
Подготовка к супервизии. Разбор случаев. Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Участие членов семьи в терапии, структура сессии, завершение терапии.

Семинар №9
Супервизия (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями. (Обязательное представление случая).

Семинар №10
Анализ трудностей и ошибок, возникших при работе слушателей под супервизией. Пути преодоления сложных ситуаций в терапии.

Семинар №11
Избранные техники работы с семьями, применяющиеся в других направлениях психотерапии: психодрама, гештальт-подход, эриксоновский гипноз, трансактный анализ, НЛП и другие.

Семинар №12
Организация как система. Направления, формы и методы работы с организациями различных типов.

Семинар №13
Подготовка к супервизии. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.

Семинар №14
Супервизия (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).

Семинар №15
Частные вопросы семейной терапии (консультирования): особенности работы с неполными семьями, семьями с алкогольной зависимостью, работы с супружеской парой, с семьями психически больных, с семьями, пережившими травму (насилие, утрату), с семьями, ожидающими ребенка, семьями с приемными детьми, с многопоколенными, молодыми и другими типами семей.

Семинар №16
Подготовка к супервизии. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.

Семинар №17
Супервизия (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).

Семинар №18
Защита дипломных работ

Требования к сертификации
- посещение всех семинаров,
- работа на семинарах очной супервизии с 3 собственными презентациями,
- систематическая работа в интервизорских группах,
- работа с реальными семьями,
- защита дипломной работы,
- изучение предлагаемой литературы.

Документация, необходимая для сертификации
протоколы работы с семьями («Регистрационная карта семьи») – 100 часов, из них как минимум 2 семьи прошли не менее 10 сеансов,
протоколы интервизорской группы – 120 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора),
текст дипломной работы (в печатном и электронном видах)

Требования к кандидатам
- высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое, педагогическое или социологическое образование,
- работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).

________________________
Получить подробную информацию, записаться на заинтересовавшее Вас мероприятие можно у сотрудников ИИСТ: по телефонам 772-00-21, 8(901)510-57-02, 136-63-56, 438-90-39, 131-70-12 ежедневно с 08.00 до 22.00 или написав нам письмо. E-mail: familyland@familyland.ru или familyland@yandex.ru

 


Используются технологии uCoz