поиск по сайту:
Прошедшие события Конференции Интенсивы |
Бебчук М.А., Кедрова Н.Б.
Ребенок - «носитель» симптома в семье.
(Сопоставление гештальт-подхода и подхода системной семейной терапии)
19-21 апреля 2002 года Московский гештальт-институт (декан - Н.Б. Кедрова)
и Институт интегративной семейной терапии (директор - М.А.Бебчук) провели
на территории Детской психиатрической больницы №6 г.Москвы вторую совместную
практическую конференцию для психологов, врачей и других специалистов,
работающих с детьми и семьями.
Среди основных задач конференции следует назвать:
- Сравнение теоретических взглядов на ребенка с симптоматическим поведением
в гештальт-подходе и подходе системной семейной терапии
- Знакомство с новыми методами и техниками в рамках двух подходов
- Обогащение практического инструментария участников
- Интеграция профессионального сообщества
Конференция началась не с теоретических представлений гештальт-подхода
или системного подхода, а с лекции врача-психиатра Шульпиной Влады о медицинской
модели оценки и работы с симптомом у ребенка. В лекции были даны медицинские
определения симптома, синдрома и нозологической формы с иллюстрацией каждого
понятия наиболее распространенными примерами из детской психиатрии. Отдельно
было уделено внимание классификации нервно-психических расстройств и ,
в частности, современной классификации МКБ-10 (Международная Классификация
Болезней 10-го пересмотра).
Лекция Бебчук Марины была посвящена понятию симптома в системной семейной
терапии. Под симптоматическим поведением в системном подходе понимается
широкий класс нарушений, включая психические симптомы, а также любое поведение,
удовлетворяющее следующим условиям:
- Поведение пациента оказывает сравнительно сильное влияние на других
людей.
- Оно непроизвольно и не поддается контролю со стороны пациента.
- Симптоматическое поведение часто закрепляется окружением, и пациент
приобретает в той или иной форме вторичное заболевание.
С развитием коммуникативной теории (П. Вацлавик) и теории систем (Л.
фон Барталанфи) произошли изменение в понимании симптомов. В качестве
основных положений в лекции были названы и проиллюстрированы примерами
из практики работы с семьями следующие:
- Симптом - коммуникативная метафора, т.е.является не только характеристикой
состояния, но и выражением отношений между людьми. В ряде случаев, симптом
выполняет функцию скрытой, парадоксальной коммуникации между людьми.
Он несет в себе коммуникативную метафору и в то же время представлен
в такой форме, которая не воспринимается другими членами семьи как послание.
- Симптом - метафора, отражающая групповую тему семьи.
- Симптом - часть циркулярной коммуникативной последовательности.
- Симптом сигнализирует о том, что семья испытывает трудности при переходе
от одной стадии жизненного цикла к другой.
- Симптом выполняет в семейной системе определенные функции:
а) морфостатическую, т.е. консервацию семейной системы в ее текущем
состоянии.
б) морфогенетическую, т.е. изменение семейной системы, способствуя переходу
на другую стадию жизненного цикла семьи.
Лекция Кедровой Натальи (находится в работе)
Случай, представленный Рихмаер Аленой и посвященный работе с энкопрезом
у ребенка дошкольного возраста, наглядно продемонстрировал уместность
сочетания двух подходов. Работа на первом этапе была в значительной степени
направлена на осознание чувств и их проживание в игровой форме в техниках
гештальт-подхода. Уже через четыре сессии жалобы на энкопрез прекратились,
и мама ребенка признала терапию успешной, быстро отказавшись на этом основании
от продолжения работы в семейном формате (второй этап). Однако через полгода
стало известно, что ребенок более не живет с родителями, а проживает с
бабушкой по линии матери. Анализ этого случая показал, что симптом трансформировался
из парадоксальной коммуникации в прямую и, выполнив морфогенетическую
функцию, на сегодняшний день выполняет морфостатическую, стабилизируя
семейную систему.
Случай Волковой Елены (находится в работе)
Стержнем мастерской Диановой Ольги явилась клиентская работа с детским
симптомом одной из участниц. В качестве основной техники была использована
«расстановка» (системная терапия Берта Хеллингера). В представленной модификации
на роль симптома, наряду со значимыми для клиентки фигурами, был выбран
«заместитель», и симптом мог «двигаться» и «говорить». В результате работы
был подтвержден один из тезисов системного подхода об участии других членов
семьи, и в первую очередь, родителей в «создании» симптома у ребенка.
Академическая лекция Бебчук Марины по психиатрии была посвящена синдромам
нервно-психических расстройств, наиболее часто встречающихся в подростковом
возрасте. В лекции были затронуты такие темы, как депрессия и ее возрастные
эквиваленты, психопатоподобный синдром и другие нарушения поведения, расстройства
влечений и место нервной анорексии среди них.
Мастерская Волощук Анны являлась практически оформленным обобщением многолетней
работы автора с семьями, в которых есть химически зависимые. Методической
основой терапии зависимостей служила 12-шаговая модель. Теоретической
базой для анализа особенностей детей, воспитывающихся в этих семьях, и
возникающей у них симптоматики - системный подход. Во время мастерской
особенности детей (ролевые, функциональные, психологические, социальные)
были продемонстрированы с помощью техники «семейная скульптура» на материале
симулированной семьи.
Мастерская Шуваловой (находится в работе)
Мастерская Бойко Ирины касалась возможностей работы с симптоматическим
поведением у подростков. Предлагаемая техника («расстановка» по Берту
Хеллингеру на замещающих предметах - деревянных брусках) позволяет работать
с подростками при выраженных нарушениях поведения, в том числе с сильным
сопротивлением теме, процессу или ситуации.
В мастерской Бебчук Марины и Зенгера Алексея при исследовании реального
клиентского запроса одной из участниц было явно представлено, как симптом,
«отрываясь» от своего «носителя», начинает «жить» своей жизнью, являясь
частью циркулярной коммуникативной последовательности в семейной системе.
Интересно, что две независимые группы участников, создававшие скульптуру
семьи клиентки, отвели симптому идентичные роли и функции в семье.
Мастерская Кедровой и Волковой (находится в работе)
Пожалуй, самыми главными итогами конференции можно признать неиссякающий
интерес участников и атмосферу профессионального диалога и сотрудничества.
|