поиск по сайту:
|
Бебчук М.А., Дианова О.В.
Семейная реконструкция.
Семейная реконструкция - это направление работы в семейной психотерапии
по интеграции собственного(личного) опыта и семейной истории. Многие известные
авторы описывали семейную реконструкцию, как метод (от греч. methodos
- путь исследования) семейной терапии в групповом контексте (1, 2).
Цель применения реконструкции - переработка опыта, полученного в родительской
семье, в том числе и травматичного, освобождение от негативного, тормозящего,
ограничивающего влияния семейной истории на текущую жизнь для оживления
потенциальных ресурсов, повышения эффективности (успешности, гармонии)
существования и полноценного развития личности. Использование реконструкции
основано на представлении о семейной истории, правилах и мифах, как важных
параметрах семейной системы.
Семейная история включает в себя историю прародителей, опыт прежних
браков и связей, которые привносит человек в свою нынешнюю семью. Из своей
родительской семьи часто воспроизводятся стереотипы и особенности взаимодействия,
правила и мифы, ожидания и потребности.
Семейные правила - «это распределение семейных ролей и функций,
определенные места в семейной иерархии", гласная или негласная договоренность,
«что позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо» (3).
Семейный миф - это объединяющая всех членов семьи идея, образ,
знание, история или идеология. Миф определяет поведение членов семьи,
диктует нормы внешнего и внутреннего взаимодействия, в особенности при
переживании семьей кризисных ситуаций, при изменении состава, границ и
условий существования семьи. Признание и уважение семейного мифа очень
важно в семейной терапии, особенно на этапе установления контакта с семьей,
иначе семейные защиты сделают работу терапевта непродуктивной.
Областью применения семейной реконструкции являются:
- Психотерапия. В семейной терапии классический вариант данного метода
используется в супружеских, родительских, женских и других по составу
группах. Подобная групповая семейная работа может проводиться как амбулаторно,
так и в психитрических, психоневрологических или психосоматических стационарах
(4). Модифицированные варианты реконструкции позволяют использовать
метод при отсутствии группы в работе только с семьей, с парой, с одним
клиентом.
- Образование. Подавляющее большинство европейских институтов семейной
терапии в качестве обязательного условия сертификации называют прохождение
участниками длительных образовательных программ личной терапии в форме
семейной реконструкции. Такое исследование собственной семейной истории
будущими семейными терапевтами необходимо для:
- личностного и профессионального роста
- рефлексии по-поводу влияния собственных переживаний и тем на ход терапевтического
процесса
- приобретения опыта пребывания в терапии в роли клиента.
Семейная реконструкция - длительный процесс, который выходит за рамки
терапевтической сессии. Условно вся работа по реконструкции семейного
опыта может быть разделена на три этапа.
1. ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Тот, кто делает реконструкцию пускается в поиск информации (встречается
с бабушками, дедушками, тетями, дядями, троюродными сестрами или братьями
и т.д., пишет письма родственникам или запросы в учреждения, собирает
фотографии или документы…)
На этом этапе решаются следующие задачи:
- сбор информации;
- погружение в семейную историю и в состояние «охваченности» ею;
- построение структуры семьи;
- формирование запроса.
Существует много вариантов, которые можно предложить клиенту как задание
или способ систематизации полученной информации о семье. Любое из заданий
готовится дома, а «результат» приносится в группу или терапевту на сессию.
- генограмма (предварительно терапевт должен объяснить условные обозначения)
- семейная хроника (даты рождения, смерти, замужества/женитбы, поступлений
в школу и т.д., значительные (или любопытные, комичные, страшные, интересные
и другие) факты, происшествия…)
- интервью с членами семьи (занятия, места жительства, политические
взгляды, интересы, хронические болезни, персональные стили общения,
беспокойства и страхи, печали и радости, тайны и многое другое)
- семейное пространство
- семейные фотографии
- слайды, любительские кино- и видеофильмы
- семейный архив (что храниться? Как храниться? Зачем? Для кого? Как
долго? Кто просматривает или чистит архив?…)
- коллекции (картины, пластинки, значки и т.д. - Что? Как? Зачем? Для
кого? Кому показывают, а кому нет? Для чего показывают?…)
- семейные реликвии и значимые предметы/вещи (часы, украшения, свадебные
платья, детские браслеты из род.дома, первые зубы и локоны, игрушки,
газеты…)
- традиции, приметы, легенды
- семейная «поваренная книга»
- профессия, навыки.
2. ЭТАП ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ группе (или терапевту).
Наработанный материал приносится в группу, и, как правило, начинается
рассказ, который группа слушает, затаив дыхание, взрываясь от хохота или
смахивая навернувшиеся слезы.
Обычно до начала рассказа, а иногда и после терапевт проясняет запрос
с помощью вопросов, подобных нижеперечисленным:
- Что в сегодняшней Вашей жизни является помехой? (Что сковывает? Что
мешает? От чего хочется освободиться?)
- Какие аспекты семейной истории Вас «нагружают» или кажутся загадочными?
- Что Вы хотите лучше понять, а может быть даже изменить?
На втором этапе семейной реконструкции решаются следующие задачи:
- уменьшение сопротивлениия за счет контакта на «территории» клиента
- «разогрев» для дальнейших терапевтических интервенций
- принятие, прощение, чувство тепла к своей семье, к своим корням
- активизация ресурсов ( уже на этапе предъявления группе генограммы,
реликвии или фотографий наблюдаются гордость и другие позитивные чувства)
- создание атмосферы безопасности и поддержки в группе.
3. ЭТАП ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОГО И СЕМЕЙНОГО ОПЫТА.
На заключительном этапе с помощью различных техник происходит терапевтическая
интервенция. К техникам, которые могут быть использованы на этом этапе
работы относятся:
- Семейная расстановка
- Образы-воспоминания
- Семейная скульптура и семейная хореография
- Психодраматическое проживание сцены, сна, эпизода, истории («семья
за обеденным столом»)
- Метафорическое, символическое выражение семьи в виде:
- Кукол
- Кукольного театра
- Камней
- Бумаги
- Шахмат
- Стульев
- Любимых вещей членов семьи
- Тапочек
- Системно-структурная расстановка.
В рамках перечисленных и других техник происходит выявление семейной
мифологии, разрушение дисфункциональных треугольников, коалиций и явлений
«сплетенности», преодоление эмоциональных разрывов, переформулирование
семейной истории в позитивном ключе, перераспределении акцентов и энергии.
Остановимся на некоторых техниках первого и третьего этапов реконструкции
чуть более подробно.
1. Генограмма как способ реконструкции семейного опыта.
Генограмма - это структурированная диаграмма системы внутрисемейных взаимоотношений
в трех-четырех поколениях. Техника предложена M. Bowen в 1978 году (5).
Ее цель - показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений
передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням,
крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства,
влияют на сегодняшние поведенческие образцы, а также на внутрисемейные
диады и треугольники. Генограмма способствует структурированию семейной
истории, самоидентификации членов семьи, преодолению эмоциональных разрывов,
избавлению от дисфункциональных треугольников и альянсов, снижению тревожности.
Главное ее достоинство по сравнению с другими методами сбора данных -
это ее структурированность и наглядность.
В практике семейной терапии генограмму строит:
- психотерапевт во время сессии, систематизируя получаемые от семьи
данные, или
- клиент - на первом этапе реконструкции семейного опыта.
Обычно построение генограммы начинается снизу - от семьи, живущей в настоящее
время. Затем начинается описание семейной истории со времени, когда встретились
родители. Бывает очень важно обращать внимание на подробности и детали,
потому что в них часто кроются отгадки семейных ребусов и загадок. Далее
строится история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны
отца. Собирается информация об эмоциональной атмосфере в родительских
семьях, о братьях и сестрах, о том, чем они занимаются в настоящее время.
Здесь важно обращать внимание на точные даты событий, произошедших в родительских
семьях, потому что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.
Дальше - информация, касающаяся поколения бабушек-дедушек, затем, если
это возможно, прабабушек и прадедушек.
На втором и третьем этапах работы по реконструкции с помощью генограммы
легко проясняются традиции семьи, которые передаются из поколения в поколение
(смерть в раннем возрасте, алкоголизация, заключение в тюрьму, выбор профессии
и т.п.).
Иногда генограмма помогает вытащить «скелет, спрятанный в шкафу». Это
часто происходит при разговоре о тех, кто умер, потому что часто они оказываются
как бы выключенными из системы, и тогда их необходимо «похоронить» и попрощаться
с ними. Полезно обратить внимание и на того, о ком предпочитают не говорить,
так как часто с ним идентифицируется кто-то из живущих сейчас.
Генограмма содержит в себе огромное количество информации, представленной
в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить
всю историю семьи. В процессе ее построения члены семьи получают возможность
самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье,
о своих исторических корнях и об их влиянии на настоящие отношения в семье.
Генограмма - это мощное диагностическое и терапевтическое средство. Она
помогает выдвинуть множество гипотез, которые могут быть проверены на
третьем этапе реконструкции при использовании и других техник.
2. Семейное пространство
Автор этой техники - E. Coppersmith (5).
Суть ее в том, что клиенты на большом листе бумаги фломастерами или карандашами
рисуют план родительского дома, где они жили до женитьбы.. Если клиенты
несколько раз меняли место жительства, их просят нарисовать план того
дома, который наиболее запомнился. В дальнейшем в зависимости от целей
группы внимание фокусируется на актуальных внутрисемейных конфликтах или
же на истории семьи.
Возможно использование этой техники при работе с одной семьей. Тогда дома
каждый из супругов рисует свой план. Вопросы терапевта на сессии позволяют
прояснить атмосферу, царившую в родительских домах супругов. Вопросы направлены
на исследование мифов и правил родительских семей и их источники, анализ
внутрисемейных взаимоотношений, что полезно для выявления альянсов и разрывов
внутри данной семьи.
Дети в это время смотрят и слушают. В дальнейшем детям можно предложить
нарисовать план дома, в котором они в настоящее время живут с родителями,
а родители молча наблюдают за процессом.
3. Реконструкция по фотографиям.
Идея использовать фотографии в семейной терапии принадлежит C.Anderson
и E. Malloy (5). Предложенная ими методика позволяет изучить влияние прошлого
семьи на ее настоящее. При исследовании истории семьи в нескольких поколениях
инструкция состоит в просьбе принести по три фотографии, представляющих
каждое поколение.
В случае работы без группы на сессии все члены семьи по очереди представляют
выбранные ими фотографии и говорят остальным, почему выбраны именно эти
и какие чувства они вызывают. Терапевт обращает внимание на все нюансы
процесса представления фотографий: скорость, последовательность, степень
интереса и тревожности, реакция семьи. Каждая фотография внимательно рассматривается
с точки зрения близости членов семьи, уровня формальности отношений, отсутствия
кого-либо.
Когда один член семьи представляет фотографии, остальных стимулируют задавать
вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.
Техника помогает налаживанию контакта между членами семьи, отказу от устаревших
ролей, формированию позитивного взгляда на собственный образ, на распределение
ролей, подвергает сомнению семейные мифы и правила.
Семейную реконструкцию по фотографиям в учебных группах нашего института
ведущие (Зенгер А., Бебчук М., Чакаберия Л., Дианова О.) делали по авторской
методике. Несколько участников образовательной программы получили задание
отобрать и принести в группу произвольное количество семейных фотографий.
Терапевтическая сессия начиналась с прояснения запроса и ожиданий, а затем
во время рассказа о семейной истории в отобранных фотографиях и демонстрации
их группе происходила фокусировка на определенных темах семьи. В дальнейшем
по заданной процедуре участник отбирал одну, самую значимую, самую эмоционально-насыщенную
фотографию. Выбрав членов группы на роли присутствующих на фотографии
членов семьи он (участник) скурпулезно, в мельчайших деталях воспроизводил
в пространстве сюжет снимка. Члены группы, исполняющие роли замирали,
а затем словесно отражали свое состояние «на этой фотографии». Итогом
этой работы становилась некая «идеальная» фотография, которая и запечетливалась
фотоаппаратом.
4. Работа с образами-воспоминаниями событий в родительской семье
Техника разработана W. Morris (5). Как правило в реконструкии используется
на третьем этапе при работе без группы. Клиентам предлагается в расслабленном
состоянии представить себя детьми в определенном возрасте и вызвать образы
своих родителей или других членов семьи. Обычно используется в супружеской
терапии для преодоления трудностей, связанных с путаницей ролей супругов
и родителей, с взаимным непониманием чувств и позиций друг друга, разрывом
между тем, что говорится, и тем, что реально делается. Техника позволяет
помочь одному или нескольким членам семьи интегрировать свой ранний опыт
в нынешнюю ситуацию и актуальное поведение, используя представления о
прошлом для работы в ситуации «здесь и сейчас».
5. Семейная скульптура и семейная хореография.
Скульптура - очень действенная техника, предложенная P.Papp, O.Silverstain
и E.Carter (5). С ее помощью можно изображать прошлое и настоящее семьи
и включать любое необходимое в терапевтических целях количество членов
расширенной семьи.
Эта техника используется в рамках модифицированного варианта реконструкции
при работе с одной семьей.
Терапевт объясняет семье, как эта методика помогает почувствовать, что
значит быть членом этой семьи, ведь нередко это легче показать, чем рассказать.
В классическом варианте техники каждый член семьи по очереди показывает
свое видение внутрисемейных отношений, изображая их в живой скульптуре
так, чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства
по отношению друг к другу. Терапевт предлагает скульптору обращаться с
членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Терапевт в этой скульптуре
занимает место самого скульптора, как сам скульптор его видит.
После того, как каждый член семьи создал свою скульптуру «реальной» семьи,
можно попросить создать скульптуру «идеальной» семьи.
Терапевт вмешивается в процесс, предлагая свои варианты и комментируя
происходящее. Техника хорошо выявляет различия в представлении о семье
у разных ее членов.
В качестве усиления терапевт может предложить «озвучить» скульптуру, т.е.
попросить скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу,
которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека.
В ходе работы проявляются семейные ролевые образцы - треугольники, альянсы,
специфические эмоциональные взаимоотношения, борьба за власть, близость,
дистанция, границы. Особенно эффективна эта техника для семей с изощренными
вербальными манипуляциями и сильным сопротивлением терапии.
Семейная хореография (D. Kantor, B. Duhl, F. Duhl, P. Papp -(5))
- вариант «Семейной скульптуры». Каждого члена семьи просят расположиться
в пространстве комнаты так, чтобы это отражало наилучшим образом проблему
семьи. Затем терапевт помогает оживить сцену, сыграть ее. Семьей так же
проигрывается идеальная ситуация. При этом терапевт работает с кем-то
одним, прося его изобразить реальную и идеальную позиции в семейной системе.
Для более четкой формулировки проблемы терапевт просит члена семьи кратко
сформулировать то, что составляет суть его актуального состояния и положения
в семье. Затем это делают все члены семьи по очереди.
Используя эту технику, можно предложить клиентам представить себя животными
или предметами.
Методика может оказаться полезной для перестройки взаимоотношений в нуклеарной
семье, связывания симптома детей и образцов взаимоотношений их родителей.
6.Семейная расстановка.
Техника предложена Bert Hellinger (6). Клиент выбирает участников группы
на роли членов семьи. Обычно выбор верен благодаря общей концентрации
и включенности. Те, кто представляет членов семьи, как правило, испытывают
то же самое, что и реальные члены семьи. Если кто-то из предков взял на
себя, например, вину и не очистился от нее, то она передается следующим
поколениям (убийство, развод, насилие и т.п.). Даже если это не обсуждается
в семье, потомки чувствуют, что в их прошлом есть что-то темное, и тогда
они ведут себя соответствующим образом. Иногда исполнитель роли «темной»
фигуры, о которой обычно умалчивают, или любой другой роли может давать
неожиданные или даже неадекватные реакции, по которым можно судить об
истинном положении дел в семье.
В авторском варианте техники не предусматривается подготовка клиента дома
(т.е. первый этап семейной реконструкции). По наблюдениям сотрудников
нашего института эффективность и устойчивость результата семейной расстановки,
как техники, повышается, если она используется в рамках прологированного
процесса - семейной реконструкции. В качестве основных причин этого явления
назовем две:
- Огромная часть работы, которую клиент делает сам на подготовительном
этапе, и решение задач, стоящих на этом и последующем этапах (см. выше),
способствует принятию клиентом результата расстановки (не только сразу
после ее завершения, но, что гораздо важнее - по прошествии времени)
и ответственности за этот результат.
- Сбор информации на подготовительном этапе меняет внутрисемейные взаимоотношения.
Нередко в этот момент происходит встреча родственников, которые не виделись
уже многие годы. Члены семьи знают, что каждый из них не единственный,
у кого собирались данные, знают, что у их семейной истории будут слушатели
в лице группы, знают, что один из членов семьи готов к переменам, и
поддерживают его в этом, предоставляя свою часть информации. Таким образом
обеспечивается принятие результата, а, следовательно, и его устойчивость,
уже на уровне семейной системы.
7. Системно-структурная расстановка
Пожалуй, самая современная и популярная техника последних 3-5 лет на Западе,
которая претендует на роль самостоятельного направления в системном подходе.
Авторы ее - Insa Sparrer и Matthias Varga von Kibed (7). Техника является
«грамматикой» всех расстановок, и с ее помощью можно расставлять проблемы,
сомнения, «слепые» пятна семейной истории, полярности убеждений, цели
и многое другое.
Суммируя вышесказанное, можно заключить, что семейная реконструкция,
являясь трудоемкой для клиента/участника образовательной программы частью
терапии или процесса обучения семейной психотерапии, для терапевта/ведущего
программы укладывается обычно в формат одной сессии (1,5 - 2,5 часа).
Глубина, качество и длительность эффекта, а также универсальные возможности
применения, широкий диапазон техник и средств, простор для творчества
не только для терапевта, но и для клиента, позволяют методу семейной реконструкции
занимать достойное место в системном подходе.
ЛИТЕРАТУРА
- Satir, V. (1986): Familienrekonstruktion. Lehrfilm der Videocooperative
Ruhr, Kielstr. 10, 44145 Dortmund.
- Nerin, W. (1989): Familienrekonstruktion. Paderborn: Junfermann.
- Варга А.Я. (2001): Системная семейная психотерапия., Речь.
- Schlippe, A., Schramer, K. (1993): Kontextbezogene Arbeit in einem
psychiatrichen Landeskrankenhaus. Universitat Osnabruck: Forschungsberichter
aus dem Fach beriech Psychologie Nr.95
- Шерман Р., Фредман Н. (1997): Структурированные техники семейной
и супружеской терапии. Рукводство., Независисмая фирма «Класс».
- Хеллингер Б. (2001): Порядки любви. Разрешение семейно-системных
конфликтов и противоречий., Институт психотерапии.
- Sparrer I., Varga von Kibed M.: (2000). Gans in Gegenteil. Carl
Auer Verlag.
|